Энциклопедия необъяснимого

На главную страницу
"К"
КАВИ (авестиск. "Кавай") - в древнеиранских мифах каста жрецов-пророков, главное предназначение которых были предсказания судьбы.
КАДАВР - оживший неодушевленный предмет. В старых легендах есть упоминания оодушевленных статуях, бюстах, идолах, портретах, чучелах, однако, материальных доказательств этому явлению не сохранилось.
КАЙЛАС-(Кайласа, Кайлаша — «ледяная»), хребет в системе гор Гандисышань, на юге Тибетского нагорья в Китае. Простирается с северо-запада на юго-восток параллельно Гималаям на 300 км. Высшая точка — г. Кайлас (6714 м). Относительная высота над нагорьями Тибета — 1000-1500 м.
Гора Кайлас

Сложен преимущественно гранитами. Южный склон сильно расчленен эрозией, северный — пологий. Снеговая линия на высоте 5700-5900 м. Ледники. Преобладают высокогорные сухие степи с низкорослой разреженной растительностью.В хребте Кайлас — истоки рек Инд и Брахмапутра. Гора Кайлас — место паломничества. По верованиям индуистов, Кайлас — гора к югу от священной мифической горы Меру. Гора Кайлас — место обитания богов, главным образом Шивы и Куберы.
КАЛАНЕМИ ("Обод колеса времени") - в древней индуистской мифологии асура, сын Вирочаны, который после своего убийства родился вновь в облике Кансы и змея Калии. Возможно, из перевода имени следует, что Каланеми обманул каким-то образом Время, появившись на Земле повторно (хотя последнее действие не несет в себе никаких нарушений индуистcких представлений о реинкарнации).
КАЛАХАРСКИЙ ГАРПУН - странный предмет, внешне напоминающий китобойный гарпун длиной не более метра, найденный близ города Молепололе при строительстве шоссе через пустыню Калахари. Ученые не могут объяснить тот факт, почему на черном с красноватым отливом металле нет следов коррозии. Химический анализ показал, что сплав, из которого изготовлен гарпун, неизвестен на Земле. Как и когда оказался сей предмет в пустыне и кто его изготовил остается пока загадкой.
КАЛАЧАКРА ("Колесо времени") - в древней буддийской мифологии объединения микро и макрокосмоса, Вселенной и человека. Учение, связанное с 12- и 60-летней цикличностью времени, начиная с XI века н.э. играло большую роль в тибетском буддизме. В джайнской мифологии Калачакра (также обознающее "Колесо времени") обозначало представление о вечном неизменном мире в не изменяющемся потоке времени, внутри которого на уровне среднего мира Мадхьялока (в том числе в областях Бхарата и Айравата) пространство и время подвержено циклическим колебаниям. Калачакра имело 12 веков-"спиц", из них 6веков прогрессивных при восходящих полуоборотах колеса (утсарпини) и 6 регрессивных при нисходящих полуоборотах (авасарпини). Авасарпини состоит из6 неравных периодов. 1-й и 2-й: "хороший-хороший", равный 4*10**10 сагаропамов (мера счета, "равная океану"), "хороший" - 3*10**14 сагаропамов лет (беззаботное время, когда "10 калпаврикш - деревьев, исполняющих пожелания давали людям все жизненонеобходимое, и у людей рождались близнецы, родители умирали через 49 лет после рождения детей). 3-й период: "хороший-плохой" - 2*10**14 сагаропамов (хотя близнецы еще рождаются, но люди испытывают страдания). 4-й период: "плохой-хороший" - 10**14 сагаропамов без 42 000 лет (происходит ухудшение жизни, люди после смерти уже не уходят в мир богов, но могут переродиться в животных, богов, обитателей ада или стать сиддхами). 5-й период: "плохой" - 21 000 лет (всеобщая деградация). 6-й период: "плохой-плохой" - 21 000 лет (продолжительность человеческой жизни сократится до 16-20 лет, Земля раскалится докрасна, исчезнут растения, днем наступит нестерпимая жара, ночью - ледяной холод, от которых можно будет укрыться только в океанских пещерах, после всего наступит период свирепых ураганов). В настоящее время идет период 5-й период ("плохой"), который начался через 75 лет и 8,5 месяцев после рождения и через 3 года после нирваны Махавиры. После этого наступит 6-й период, затем начнется восходящее движение колеса - утсарпини, и все повторится в обратном порядке (Землю напоят 7 видов дождей, появятся растения, затем тиртханкары-"создатели брода и церкви" и т.д.). Все периоды времени, которые можно было бы сравнивать с гипотезой "Пульсирующей Вселенной", повторятся в обратном порядке.
КАЛЛИСТО (Каллиста) - в древнегреческой мифологии дочь царя Лакаона и спутница Артемиды, родом из Аркадии. Зевс дав ей бессмертие, превратил Каллисто в созвездие Большой Медведицы. Считалось, что знаменитый Храм Артемиды Каллисты стоит как раз на холме и могиле Каллисто. В ее честь назван один из крупнейших спутников планет, открытый вблизи Юпитера Г.Галилеем в 1610 году.
КАЛХАНТ - в древнегреческих мифах внук и ученик Аполлона, жрец и прорицатель из Микен. Во время первых дней похода ахейцев на Трою он наблюдал как змея уничтожила 8 птенцов и их мать, и истолковал знамение как предупреждение о том, что Троя падет на десятый год. Что и произошло после того, как Калхант придумал соорудить деревянного коня-ловушку и подарить его троянцам. Калханту самому было предсказано, что он окончит свою жизнь, если встретится с более могущественным прорицателем будущего, в действительности такая встреча с трагическим исходом произошла в Колофоне с предсказателем Мопсом.
КАЛЬПА ("закон, порядок") - в древнеиндусских мифах божественное исчисление времени, "сутки", которые живет Брахма, или время жизни Вселенной. Причем, 1кальпа = 24 000 "божественных лет" = 8 640 000 000 обычных лет (где 1000 человеческих обычных лет = 1 дню богов). Первая половина кальпы ("день Брахмы") делится на 1000 махаюг (в каждом 8 640 000 лет) или на 14 манвантар ("периодов Ману"), в конце этого "дня" произойдет уничтожение материального мира и сонма богов, затем наступит "ночь Брахмы". Известно, что Брахма проживет 100 собственных лет (сейчас он живет свой 51-й год), когда истечет еще 49 "брахминских" лет, то произойдет "махапралая" (гибель Вселенной, смерть главных богов, торжество хаоса). Еще через такое же время родится новый Брахма и цикл времени Кальап повторится вновь. Кальпа в мифах монгольского и бурятского народов - космос в его временном измерении, Время Вселенной. При этом под выражением "Кальпа-мир" подразумевается начальное состояние молодой хаотической Вселенной, под термином "перетекание, обращение Кальпы" - конец света, "водная Кальпа" - всемирный потоп, "огненная Кальпа" - всепланетный пожар, "мясная Кальпа" - всеобщая гибель людей и т.д.
"КАМЕННЫЕ КАКТУСЫ" - странные каменные образования, найденные в Аравийской пустыне, происхождение и назначение которых наукой пока не объяснено. Когда-нибудь, наверное, станут известными не только имена строителей удивительных древних сооружений. Кто и как, какими техническими средствами строил их, земным или внеземным знаниям обязаны эти величественные памятники? Все эти вопросы сейчас просто не имеют ответов.
КАМЕННЫЕ ГОЛОВЫ ОЛЬМЕКОВ. Ольмеки были предшественниками майя и ацтеков. Около трех с половиной тысяч лет назад они создали первую цивилизацию Мезоамерики — центральной Америки.
Гигантская голова юноши. Базальт. Высота 2,41 м. Вес 
25 т. 1000-800 гг. до н.э. Археологический парк Ла Вента, Мексика
Среди наследия, оставленного ими, выделяются колоссальные головы, созданные в период между 1200 и 900 гг. до н.э., высотой 3 м и весом до 40 т. и вырезанные из базальта. Самая большая из них достигает высоты около трех с половиной метров и весит пятьдесят тонн. Поражает взгляд этих каменных истуканов: все они слегка косоглазы.

Монументальные скульптуры весом до 30 тонн изображают головы людей с несомненно негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты. Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз.

Несмотря на то, что расцвет ольмекской культуры приходится на 1500-1000 годы до н. э., уверенности в том, что головы были высечены именно в эту эпоху, нет, поскольку радиоуглеродная датировка кусочков угля, найденных рядом, дает лишь возраст самих угольков. Возможно, каменные головы намного моложе.

Первую каменную голову обнаружил в 1930-е годы американский археолог Мэтью Стирлинг. Он писал в своем отчете: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы. Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом. Черты ее отчетливы и явно негритянского типа".


Соотношение - колоссальное
Археологи не знают, кто послужил прототипом этих необычных скульптур: правители «страны каучука» (термин «ольмеки» означает «жители страны каучука»), ее воины, а может, знаменитые игроки в мяч? Непонятно, как каменные головы доставили к месту назначения. Ведь ольмеки не знали ни колесных повозок, ни тягловых животных, а им приходилось преодолевать до ста километров. Возможно, гласит одна из гипотез, эти скульптуры перевозили по рекам. Но как взгромоздить на лодку тяжелый каменный шар, весивший почти полсотни тонн? Без целой системы подъемных блоков сделать это было нельзя, а их-то как раз не было у ольмеков. Остается лишь один выход: катить их вручную! И еще одна загадка: как обрабатывали эти каменные глыбы? Ведь у ольмеков не было металлических инструментов и не было каменных орудий, более твердых, чем базальт.
Ольмекские головы и изображения на стелах представляют собой физиологически точные образы реальных представителей негроидной расы, чье присутствие в Центральной Америке 3000 лет назад до сих пор является загадкой. Откуда могли появиться африканцы в Новом Свете до Колумба? Может быть, они были коренными обитателями Америки? Существует свидетельство палеоантропологов, что в составе одной из миграций на территорию американского континента во время последнего ледникового периода действительно попали люди негроидной расы. Эта миграция происходила около 1500 года до н. э.

Есть и другое предположение - о том, что в древности между Африкой и Америкой осуществлялись контакты через океан, который, как выяснилось в последние десятилетия, отнюдь не разделял древние цивилизации. Утверждение об изоляции Нового Света от остального мира, долгое время господствовавшее в науке, было убедительно опровергнуто Туром Хейердалом и Тимом Северином, доказавшими, что контакты Старого и Нового Света могли иметь место задолго до Колумба.

КАМЕННЫЙ ЛЕС - поразительный по красоте карстовый ландшафт в китайской провинции Хунань. Его создание легендами приписывается богам и сверхъестественным силам, хотя на самом деле они - естественного происхождения.
КАМЛАНИЕ - священный шаманский ритуал, во время которого шаманы в тонком теле совершают путешествие по воображаемой реке Энгдекит (см. ниже) с целью встречи с душой новорожденного, проводов души умершего или поисков души заболевшего. Методика камлания практически не претерпела изменений за тысячи лет применения на практике, лишь в ХХ веке этот ритуал несколько утратил свое прежнее значение и чаще служит туристическим целям в качестве "фольклорной визитной карточки" данной местности. Методика проведения камлания и последовательного путешествия по священной реке во многом напоминает известную пока лишь теоретически последовательность перемещения во Времени с посещением многовариантного Будущего и одно вариантного Прошлого.
КАМУЙ МОСИРИ - в древних айнских мифах земной мир, расположенный под Канна мосири (см. ниже), где располагаются добрые боги и души праведных людей. Принято считать, что в Камуй мосири души умерших ходят вверх ногами.
КАНДЕЛЯБР ПАРАКАСА - гигантский трезубец, "нарисованный" на склоне береговой скалы в тихоокеанской бухте Писко, неподалеку от города Паракас (Перу). Принято считать, что это далеко видимое изображение служило своеобразным указателем (маяком) древним мореплавателям или даже... воздухоплавателям. От "канделябра" в глубь материка идет прямая белая, отчетливо видимая с высоты линия. Она тянется до знаменитой пустыни Наска, где хватает своих замысловатых рисунков. Впрочем, гигантские изображения, охватываемые взглядом только с воздуха, найдены уже во многих частях света. Так огромная стилизованная фигура человека вычерчена в близ города Блайт (Калифорния). От Наска это семь тысяч километров. Гигантское изображение лошади найдено в Эффингтоне (Великобритания). Даже у нас в России на Куликовском поле, как свидетельствуют исследователи, обнаружена с воздуха фигура богатыря с мечом в руке.
КАННА МОСИРИ (Увекари нотереке, "Верхний мир") - в древних айнских мифах первый земной мир, созданный Пасе камуй с помощью трясогузки, в виде океана с островами, расположенный на спине огромного лосося. Землетрясения в этих мифах объяснялись обычным шевелением лосося, а гибель в океане судов - заглатыванием лососем воздуха и воды.
КАНИБАЛИЗМ ВНУТРИМАТОЧНЫЙ - чрезвычайно редкое явление, насколько известно, встречающееся только у некоторых видов акул-людоедов, заключающееся в том, что детеныши акулы пожирают своих братьев и сестер еще в чреве матери. Зоолог Ганс ХАСС, занимавшийся по совету американского зоолога С. Шпрингера изучением процесса акульей беременности, задумался над вопросом - почему самые кровожадные акулы рожают только по 2 детеныша, в то время, как другие виды акул от 6 до 40 акулят сразу? Вначале считалось, что ограничение в количестве детей "задумано" Природой для того, чтобы не перенаселять океаны акулами-людоедами, не имеющими естественных врагов и потому могущими размножаться не ограничено вплоть до полного исчезновения своей пищи. Но после препарирования беременных акул оказалось, что в желудках еще не родившихся эмбрионов находится множество яиц-эмбрионов. Появившиеся внутри матери первыми эмбрионы начинают питаться своими более младшими близнецами. Так как у взрослой самки имеется 2 полости с оплодотворенными яйцами, то и рождается в конечном счете лишь 2 детеныша. То есть в каждой полости может остаться в живых только один ребенок. Таков суровый акулий закон. Для человека, разумеется, указанный способ питания для бэби-акул выглядит совершенно ужасно, но... замысел Природы не критикуют. Учитывая, что акулы -одни из наиболее древних видов животных на Земле, и, следовательно, "внутриматочный канибализм" (название дано Г.Хассом) прошел проверку временем. Можно предположить, что подобный способ питания эмбрионов за счет своих собратьев или даже за счет иных живых существ (как распространено у насекомых, откладывающих яйца в тело другого животного, или складирующих запасы убитой дичи в сотах вместе со своим выводком) в действительности является распространенным методом борьбы за выживание. И тогда ужасы, придуманные сценаристом для фильма "Чужие" могут в действительности оказаться ужасной реальностью.
КАНЬОН ДЬЯВОЛА - большой метеоритный кратер в Аризоне (США).
Аризонский кратер

Представляет собой гигантскую земляную чашу диаметром 1200 метров и глубиной 175 метров. Ученые подсчитали, что кратер возник около 40 тысяч лет назад после падения метеорита, весившего 2 миллиона тонн. Это не самый большой метеорит, упавший на Землю. В Антарктике на острове Уилкеса в 1962 году обнаружен метеоритный кратер диаметром 241 километр и глубиной 800 метров. В Канаде на побережье Гудзонского залива есть кратер диаметром 443 километра. Аризонский "Каньон дьявола" любопытен тем, что по некоторым данным в его центре иногда наблюдаются гравимагнитные и хрональные аномалии.
КАНЬОН ТИНАЯНИ - скальное образование естественного происхождения в Перу (Южная Америка), на котором имеются многочисленные каменные фигуры, сооружение которых в легендах приписывалось древним могущественным цивилизациям, либо пришельцам. Высокие изваяния из камня действительно кажутся гигантскими статуями людей, которые сильно пострадали от времени. Однако, научные исследования опровергли версию искусственного происхождения и доказали, что "статуи" получились в результате выветривания.
КАРАПЕТ ("Предвестник") - в древней армянской мифологии пророк, биография которого напоминает жизнеописание Иоанна Крестителя. Кроме того, согласно преданиям, Карапет является победителем всех чудовищных дэвов, которых он заключает в темницу.
КАРАУЛ (таймырский) - место рядом с поселком, расположенным в 200 км к северо-востоку от Дудинки (Таймырский округ, Красноярский край). По сообщениям газеты "М-ский треугольник", здесь расположена сильная аномальная зона. Утверждают, что даже бывалые полярные охотники испытывают жуткий страх: и даже их собаки, вступающие в схватки с белым медведем, в этой зоне скулят и беспричинно поджимают хвосты. ["М-ский треугольник" 1990, N 2, с.18]. Никаких других необычных сведений об этой зоне нет. В 1998 году были предпринята акция телефонных расспросов местного начальства и простых жителей с целью проверки данных слухов, однако, подтверждений в их рассказах не последовало.
КАРДИФФСКИЙ ВЕЛИКАН - странная каменная фигура высотой 3 м, обнаруженная в земле в 1869 году возле города Кардифф (штат Нью-Йорк, США). Эта находка немедленно вызвала сенсацию. Газеты, со ссылкой на авторитетных ученых и специалистов, писали об окаменевшем человеческом существе, об исчезнувшей расе гигантов... "Кардиффский великан" выставлялся на всеобщее обозрение, но лишь много лет спустя выяснилось, что это всего-лишь статуя, вырубленная из гипсового камня по заказу некого Джорджа Халла. Тот сам признался, что закопал ее возле фермы своего друга, а потом навел на это место рабочих, попросив вырыть там колодец для воды. Д. Халл заработал около 100 тысяч долларов, демонстрируя своего "великана". Раскрывшийся обман, сделал посмешищем многих ученых, поверивших в реальность находки, и вызвал еще большую сенсацию. "Каменный великан" стал своеобразным национальным достоянием. В 1948 году его купило Историческое общество штата Нью-йорк и выставило в качестве экспоната в краеведческом музее. Не смотря на это, до сих пор время от времени в некоторых публикациях фигурирует "окаменевшая фигура представителя расы гигантов, якобы существовавшей в допотопные времена на Американском континенте"... Остается только удивляться живучести иных мифов!
КАРЛИКИ МЕНЕХУНЫ - таинственный высокоразвитый народ, который, согласно многочисленным полинезийским мифам спустился с неба на "большом 3-ярусном острове Куаихелани". По легендам менехуны - безобразные существа, рост которых колеблется в пределах от 12 до 90 сантиметров; они лишь отдаленно напоминают людей. Взгляд менехуна, сосредоточенный и неподвижный, наводит ужас на окружающих. Вместе с тем, менехуны доброжелательны и нередко помогают людям. Менехуны появляются с заходом солнца: они не любят солнечного света потому, что под его действием превращаются в камень. Известная исследовательница мифов Океании приводит следующие слова полинезийцев о менехунах: "Любую работу они делают играючи, за одну ночь, и кончают до восхода солнца. Для них нет трудной работы". Легенды, говорящие о примитивности карликов (не умеют добывать огонь, готовить на нем пищу и т.п.), позволили считать, будто менехуны являлись коренным населением Океании. В то же время все полинезийские легенды наделяют менехунов сверхъестественными чертами: например, способностью видоизменяться и переправляться через водные пространства без помощи лодок(!). Некоторые способности карликов, описанные в легендах, иначе, чем телепатическими, не назовешь. Кроме того, сказания единодушны и в другом: все они утверждают, что менехуны - народ строителей. Они возвели много сооружений, в том числе и мегалитических, что опять-таки не вяжется с мыслью о примитивности культуры карликов. Является спорным и месторасположение родины менехунов. Правда, у полинезийцев не вызывает сомнений, что карлики перешли на другие острова с острова Кауан. Но как попали они на этот остров Кауан? Легенда говорит, что некогда боги создали трехъярусный остров Куаихелани и поселили там племена карликов. Среди них были и менехуны. Правителем острова стал Канехунамоку - родственник одного из главных божеств полинезийцев. Канехунамоку являлся верховным жрецом острова Кауаи. Вот что пишет о Куаихелани К.Луомала, знаток мифов Океании: "Куаихелани - сказочный остров, плававший по ночам в облаках или океане. Когда же менехунам нужно было перебираться для работы на другие острова, волшебный остров мягко опускался с облаков на поверхность океана и подплывал к нужному острову, куда высаживались менехуны. Если же у них не было желания оставаться в этих долинах, то сказочный остров принимал их обратно". Обращает на себя внимание схожесть внешности карликов (рост и пропорции) с НЛОнавтами, погибшими во время катастрофы в Росуэлле, а также с описаниями, данными контактерами. Упоминание о "звездных войнах" ("битвах богов") в "Младшей" и "Старшей Эдде" позволяет выдвинуть гипотезу, что они - переселенцы на Землю, изгнанные с далекой родины победителями в межпланетной схватке. А быть может они - жители погибшего Фаэтона, нашедшие прибежище на Земле, более юной по сравнению с их миром? Живут ли карлики сейчас где-то рядом с нами - в глубинах океанов, в недоступных горах или в подземном мире - решат будущие открытия. Судя по многочисленности случаев контактов, они и сейчас могут играть важную роль в нашей судьбе.
КАРЛОВИ-ВАРИ (Карловы Вары) - всемирно известный курортный район на западе Чехии, где по мнению Н.Н. Сочеванова, находится мощная геоактивная зона, благоприятно воздействующая на здоровье.
КАРМА - центральное понятие всей древнеиндийской философии, фактор, давлеющий над свободой выбора собственной судьбы, буквально означает - "действие". В широком смысле под кармой понимается сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют его судьбу, в первую очередь характер его нового рождения и всего дальнейшего существования. Согласно взаимоисключающим точкам зрения, карма либо неотступно "висит над судьбой" человека, либо является лишь легким побуждающим мотивом, позволяющим совершать коррекцию судьбы ("исправление кармы").
КАРМА-ЙОГА - в древнеиндийских учениях достижение единства с Верховной Душой через собственные действия. Является одним из способов изменения кармы.
КАРН - в древнегреческих мифах сын Зевса и Европы, возлюбленный Аполлона, великий и известный прорицатель. После его смерти от рук Гиппотома, дорийцы по требованию Аполлона учредили культ Карна и долгое время поклонялись ему.
КАРТА (kart, "вещать") - в старых латышских мифах богиня судьбы наравне с Лаймой и Деклой. В представлениях славянских народов, "карта" - лишь инструмент гадания, способный предсказать судьбу.
КАРТА-ГИГАНТ - самая тяжелая в мире карта, хранящаяся в Петербургском Всероссийском геологоразведочном научно-исследовательском институте, выполненная из драгоценных и полудрагоценных камней и благородных металлов, весящая в общей сложности 3,5 тонн и занимающая площадь 26,6 кв.м. Масштаб карты СССР - 1:1500000 (в 1 см 15 км). На гигантской карте вся советская территория была выполнена в технике флорентийской мозаики, а зарубежные страны - в технике русской мозаики. Рубиновая звезда означает Москву; граненные александриты - Ленинград; параллели, меридианы и географические названия выполнены из серебра; Северный морской путь "проложен" 630 ограненными аквамаринами в серебряной оправе; опал водружен на вершины Кавказа и Тянь-Шаня. На карте также присутствует найти яшма, изумруды, топазы и аквамарины. Она состоит почти из ста элементов, на создание которых ушло 45 тысяч пластинок самоцветов толщиной 6 мм. Директор институтского музея Анатолий КАРПУХИН уверен - подобной карты больше нигде в мире нет и быть не может. Карта была изготовлена в 1936 году в течение полугода, над ней трудились 667 инженеров, геологов, географов и художников. В 1936 году на Всемирной выставке в Париже она завоевала Гран-при, а в 1939 году на аналогичной выставке в Нью-Йорке - золотую медаль. Затем карту надстроили для того, чтобы отразить важное событие в истории страны - дрейф во льдах полярной экспедиции И. Папанина. Полярные станции обозначили серебряными звездами с алмазными гранями. В конце 1970-х годов по просьбе геологов эта карта была передана в музей геологоразведочного института. А с 1990 года она открыта для обозрения. Но в связи с разгулом преступности в постсоветской России наиболее, самые дорогие камни на карте заменены муляжами.
КАРТА ПИРИ РЕЙСА - карта неизвестного автора-составителя, принадлежавшая турецкому адмиралу Пири Рейсу, составленная им в шестнадцатом веке на основании греческих карт времен Александра МАКЕДОНСКОГО и карты Христофора КОЛУМБА, по которой тот в 1492 году плыл к берегам Америки.
Карта Пири Рейса

Еще за семь лет до первой кругосветки турецкий адмирал составил карту мира, на которой были обозначены не только Америка и Магелланов пролив, но и Антарктида, которую русским мореплавателям предстояло открыть лишь 300 лет спустя... Береговая линия и некоторые подробности рельефа представлены на ней с такой точностью, какой можно достигнуть только при аэрофотосъемке, а то и съемке из космоса. Самый южный континент планеты на карте Пири Рейса лишен ледового покрова(!). На нем есть реки и горы. Несколько изменены расстояния между континентами, что подтверждает факт их дрейфа. Заинтересовавшиеся ученые провели выборочное бурение ледяного панциря и убедились, что скрытая под ним береговая линия вычерчена на древней карте с поразительной точностью. В в 1970-е годы советская антарктическая экспедиция установила, что покрывающему континент ледовому панцирю по крайней мере 20 тысяч лет, то получается, что возраст реального первоисточника информации Пири Рейса составляет как минимум 200 веков. Коротенькая запись в дневниках Пири Рейса говорит о том, что он составил свою карту на основе материалов эпохи Александра Македонского. Эта дневниковая запись, отвечая на один вопрос (источник сведений для составления конкретного географического документа), ставит перед нами несколько других, еще более сложных. Откуда знали об Антарктиде в XVI веке, откуда взялись эти сведения почти на 2 тысячи лет раньше-в IV веке до н.э.? Сколько вопросов поднимается после знакомства со странной картой! Когда, спрашивается, возникла, где существовала и куда подевалась удивительная цивилизация, которая в столь глубокой древности сумела достигнуть таких колоссальных успехов в картографии? Может, реальными авторами карты, которую так тщательно срисовал Пири Рейс, были легендарные атланты или побывавшие на Земле космиты? Можно осторожно предположить, что кто-то в глубокой древности, еще до Великого Оледенения не просто посещал Антарктиду, но провел ее тщательное картографирование с достоверностью сопоставимой с космической съемкой. Было ли это по силам нашим предками, или древние карты - еще одно доказательство деятельности на древней Земле внеземных пришельцев?
КАССАНДРА - в древнегреческих мифах дочь Приама и Гекубы, которую по одним данным, даром предвидения будущего наделил полюбивший ее Аполлон, по другим -она приобрела этот дар в детстве от священных змей в храме Аполлона. Когда же Аполлон был отвергнут Кассандрой, последний сделал так, что люди перестали верить провидице. Кассандра первой опознала Париса как человека, способного принести Трое бедствия, но не сумела убить его. Она же впоследствии уговаривала Париса отказаться от свадьбы с Еленой, но не предотвратила ее, из-за чего в конечном счете Троя подверглась длительной осаде. Согласно поэме "Александра" Ликофрона (III век до н.э.), троянцы сочли девушку безумной и Приам приказал запереть ее, приставить рядом стражу, но записывать каждое пророчество. Кассандра также уговаривала троянцев не верить словам Синона и не вводить в Трою деревянного коня-ловушку ("Бойтесь данайцев дары приносящих!"). В ночь падения Трои она пыталась спастись у алтаря Афины, но попала в плен к Агамемнону и погибла вместе с ним от его возлюбленной Клитеместры. В настоящее время легенды указывают по крайней мере на несколько предполагаемых мест захоронений Кассандры в Пелопонесе, однако, ни одно из них не является достоверно доказанным.
КАТАКОМБЫ ЙИГЛАВА - окутанные тайнами и легендами подземные искусственные сооружения, расположенные рядом с городом Йиглава (Южная Моравия). Раздающиеся в полночь в одном из коридоров средневековых подземных ходов звуки органа, приведения и прочие сверхестественные явления столетиями связывают жители с таинственной силой катакомб. Ученые, ранее отвергающие как "антинаучные" древние легенды о загадочных подземельях, вынуждены обращать внимания на новые и новые достоверные свидетельские показания. Летом 1996 года в Йиглаве работала археологическая экспедиция, сделавшая вывод - здешние катакомбы скрывают тайны, которые наука разгадать пока не в силах. Ученые засвидетельствовали, что несколько раз в указанном легендами месте совершенно четко слышали звуки органа. Подземный ход, где это произошло, находится на 10-метровой глубине и вблизи него нет, как они точно установили, ни одного помещения, где мог бы располагаться подобный инструмент, так что возможность случайные ошибки исключены. Психологи, обследовавшие очевидцев, отвергают возможность массовой слуховой галлюцинации... Главной сенсацией стало открытие археологами "светящейся лестницы" в одном из наименее обследованных подземных ходов, о существовании которого не знали даже местные старожилы. Там была обнаружена сделанная в раннем средневековье лестница, от которой во тьме исходит яркий свет. Взятые пробы материала не подтвердили наличия фосфора на каменной лестнице. По мнению очевидцев, на первый взгляд лестница не производит впечатления - ничего особенного, но постепенно она начинает излучать усиливающийся красновато-оранжевый свет. Даже если погасить направленный на лестницу фонарь - свечение лестницы не прекращается, его интенсивность не уменьшается. [Сообщение ИТАР-ТАСС от 4.11.1996]... Загадки ийглавских подземелий ждут своих исследователей, которым еще предстоит разгадать эту тайну. О новых научных исследованиях подземелий пока не сообщалось...
КАТАКОМБЫ НА ОКЕ - комплекс рукотворных пещер в Калужской и сопредельных областях. Ближайшие к Калуге известные каменоломни находятся в 20 км ниже потечению Оки, у д. Караваинки. Выходы штолен находятся в верхней части крутого берегового склона и в настоящее время сильно осыпались и заросли кустарником. Осталось три узких лаза высотой по полметра, но, проникнув в эти "дырки" (что приходится делать ползком по обычно мокрой глине), можно увидеть впечатляющие каменные коридоры шириной и высотой метра по полтора. Видно, что раньше они были шире и выше: своды держались на дубовых крепях, давно истлевших, так что сейчас плиты потолка покоятся на выложенных из бутового камня столбах и стенах. Вероятно, выбрав деловой камень, проходчики стремились уменьшить до минимума площадь коридоров, заполняя негодным камнем лишнее пространство. Местные жители рассказывают, что еще недавно самые длинные ходы тянулись на два километра, так что можно было в конце них вылезти в самой деревне. Но, как говорят, во время войны и сразу после нее в катакомбах укрывались дезертиры и другие сомнительные элементы, так что ходы были взорваны, во избежание хлопот, органами правопорядка. В настоящее время самый длинный коридор Караваинских пещер тянется на 60 м, пересекая несколько трещин и каретовых промоин. Буквально в 20 м от входа в одной из трещин удалось обнаружить небольшие сталактиты. Насыщенная минеральными солями вода тысячелетия капала здесь и каждая капля оставляла тонкую пленку кальцита. Постепенно образовались "сосульки" весьма причудливых форм, длиной от 3 до 20 см. Кальцитовые же натеки покрывают в виде корки и стенки многих пустот, поблескивают кое-где и игловидные кристаллики и каменотесы: штольни часто завершаются такими вырубленными "комнатами", в середине которых стоят оставленные для разгрузки кровли каменные столбы. Караваинские "пещеры", как и многие другие подземелья Оки почему-то не пользуются у туристов популярностью. Другое дело расположенные в нескольких километрах ниже Караваинок "Кольцовские пещеры". Название не точное: это на самом деле катакомбы, расположенные ближе к деревне Михайловка, однако с традицией не поспоришь. Изученная часть Кольцовских пещер имеет суммарную длину свыше 800 м, и несмотря на то, что они не столь красивы как Караваинские, штольни эти часто посещаются энтузиастами-исследователями и просто любителями "острых ощущений". В последние годы много сделали для их исследования, например, Василий АБАКУЛОВ и Сергей ГРУЗДЕВ со своими друзьями. Немалую роль в популярности Кольцовских пещер играют связанные с ними легенды. Все упоминаемые названия даны туристами и, несмотря на некоторую их вычурность, общепризнанны. Проникнув в Центральный Вход и пройдя коридором, попадем в Хату Хана - небольшой, но уютный зал. Место эффектное в центре высятся три каменных столба, на стенах видны следы инструментов каменотесов, в горизонтальных слоях черной глины, четко обозначенных на стенах, блестят конкреции кристаллического гипса. Сегодня они служат лишь сувенирами, а когда-то тонкие пластины этого слоистого минерала, т.н. "Марьина стекла", вставляли в оконные рамы вместо дорогого в прошлом стекла обычного. Всюду валяются обломки дубовых крепей. Бревна выглядят внушительно, однако за десятилетия они настолько истлели, что стали почти невесомыми. Пройдя еще немного, останавливаемся у полузавала. Для "непосвященных" здесь пещера заканчивается, однако преодолеть каменную глыбу, закрывавшую ход, несложно. Впереди виден "Вход в Ад": полукруглое отверстие в стене, похожее на искусственное, забитое плотно утрамбованный глиной. Есть легенда, что именно здесь когда-то был ход на второй, нижний, ярус пещерной системы, рассказывают мистическую историю, как он оказался перекрыт "в одну ночь"... Сразу за таинственным местом мы обычно во время зимних посещений организуем подземный лагерь: место удобное и безопасное, а температура под землей круглый год +10-15 градусов. Кстати, именно зимой входы в подземелья сказочно красивы: у свода скапливается влажный и теплый "подземный" воздух, влага конденсируется и каплями падает вниз. Таким образом у "потолка" образуются кружевные занавески инея, а на "полу" - столбики ледяных сталагмитов, к концу зимы вырастающие более чем на метр и часто перекрывающие вход ледяной решеткой. Эти растущие снизу вверх "сосульки" из-за примеси цветных глин могут иметь разные оттенки желтого и коричневого цветов, а также самые причудливые формы... Преодолев сквозь маленькую "форточку" перегородившую коридор каменную стену неясного происхождения, мы можем оказаться в прямом коридоре "Елена", красиво уходящем вдаль метров на 30. В конце его два ответвления: в правом виден дневной свет - это т.н. "Восточный вход", левый оканчивается тупиком. Однако на развилке видим огромный завал, под который ведет узенький лаз. Проползав "на выдохе" метра три, попадаем в новый коридор, и оказываемся у "Грота Отшельника" - квадратной комнаты с каменной печкой внутри и каменной желавкой. Считается, что несколько после войны здесь жил некий дезертир. Большое впечатление произведет Грот "Собор", а попасть в него можно двумя путями: с поверхности, через Медвежий вход, или из Центрального хода, проползя 13 метров Прохода Всеобщего Удовольствия. В последнем выходы плывунов, следствием которых являются покрывающий пол слой жидкой грязи. Как правило, впервые прошедшие ПВУ новички настолько переполнены впечатлениями, что проводникам стоит немного отойти от них, чтобы не пострадать от выплесков эмоций. Дальше оказываемся в Гостевой Стаса, перед нами куча сползшей сверху глины и мелких камней. Взобравшись на нее, видим уходящий метров на пять вверх куполообразный свод грота "Собор". Помимо выработок, во многих местах катакомбы пересекают естественные трещины, иногда вполне доступные для путешествий. Самая глубокая из них ведет вниз на13 метров и последние надежды попасть на нижние ярусы связывают с ней, конечно, если эти ярусы вообще существуют... Очень интересные психологические ощущения испытывает человек, выходя из-под земли. Из-за резкого температурного перепада зимой нам кажется на поверхности очень холодно, летом - слишком жарко. Проведя часов 10 в абсолютной темноте и выбравшись "наружу" ночью, можно быть потрясенным видом звездного неба, из-за отличной адаптации зрения к темноте будут видны самые слабые звезды. Потрясает также массовый вылет на поверхность обитающих в пещерах летучих мышей. Интересно, что днем в пещере увидеть летучую мышь не просто: видимо, зверьки отсиживаются в узких трещинах, недоступных для человека. Какова история Кольцовских пещер? Местные жители еще помнят слышанные от предков рассказы, как вырубленные в глубине земли известняковые блоки на лошадях, проходивших по некогда высоким коридорам, доставляли на поверхность, затем камень выравнивали и переносили на проложенный от рабочей площадки до самой реки деревянный желоб. После этого из специально устроенного на коренном берегу пруда пускали в желоб воду и на такой "гидросмазке" камни легко скользили к стоящим у пристани баржам. Уже на них камень везли на строительство белокаменной Москвы и других городов. Среди спелеологов, однако, существуют многочисленные легенды и предания о том, что были в этом же районе и подземелья якобы жившего здесь то ли графа, то ликнязя Воронцова. Последний якобы занимался колдовством и чернокнижьем, устроил для своих нужд целый подземный лабиринт из трех, а по другой версии, шести подземных ярусов, в котором и помещалась его лаборатория. Документально не подтвержден сам факт существования имений Воронцова в этих местах, однако весьма странные события и явления в Кольцовских пещерах в действительности происходили... К сожалению, большая часть катакомб никому неизвестна, многие лазы взорваны. Так, помимо караваинских, уничтожены замечательные подземелья Улайской горы под Тарусой. Власти мотивируют уничтожение подземелий заботой о безопасности туристов, а также стремлением лишить приюта сомнительных личностей. Оба эти положения не выдерживают критики. Бандиты чувствуют себя гораздо лучше нынче в больших городах, что же касается риска, то статистика показывает, что спелеология не более опасна, чем любой другой вид спорта. В то же время, конечно, новичкам без проводников, даже имея надежный план, спускаться в катакомбы не стоит, хотя бы потому, что происходящее под землей совсем не похоже на то, к чему мы привыкли на поверхности, в частности - здесь абсолютно другие понятия о времени и пространстве.